Мрачный, холодный, промозглый, понурый...За всеми неприятными эпитетами, емко и точно описывающими подводный город антиутопию Восторг, очень легко не заметить истинную прелесть этого таинственного места. В застенках построенного некогда смельчаком-капиталистом Эндрю Райном населенного уголка, три года назад нас пытались забить гаечным ключом, прострелить насквозь из ржавого шотгана, освежевать тесаком и даже поджечь, но именно сюда нам хотелось вернуться больше всего. Наконец, второй пригласительный у нас в кармане. События Bioshock 2, как многие из вас наверняка уже знают из нашего недавнего превью, развиваются спустя десять лет после финала первой игры. Что хорошего произошло за этот несомненно долгий период? Ровным счетом, положение подводного города только ухудшилось. Морально угнетенные мутанты сплайсеры не на шутку разбушевались и разрушили добрую половину и без того обветшалого захолустья, к власти пришла деспотичная София Лэмб, из долгого плавания вернулась Старшая Сестра. Да-да, это та самая особа, что похищала маленьких девочек с ближайших берегов и превращала их в сестричек - малышек для сбора ценного вещества Адама.
Можете не верить, но вот этот самый дохляк представляет для огромного железного существа смертельную опасность.
Большой папочка. Более того, перед нами прототип всех железных гигантов, который отличается повышенной ловкостью, интеллектом и скоростью. Ключевым качеством нового героя является, конечно, ум, так как расследовать сложные детективные перипетии «Рапчура» - дело не для пустоголовых чурбанов.
Впрочем, размышлять по большей части предстоит снова игроку. «Папа» чаще всего просто выполняет чужие указания под нашим контролем. Кстати, контингент тех, кто эти самые поручения выдает, заметно расширился. В программе сумасшедшие ученые, доктора, священники и странные добродетели. Все они связываются с нами по известным средствам связи. Кто-то пытается манипулировать здоровяком, кто-то ему угрожает и запугивает, кто-то искренне желает добра. Основные сюжетные подробности тоже выясняются из чужих речей, дневников, раскиданных по уровням, и из собственных наблюдений.
Прогулки под водой понравятся многим геймерам
Вообще, история сиквела кажется немного более цельной и плотной, нежели в оригинале. В основе тут снова интригующие байки о злосчастном минерале Адаме, за которым изначально тянутся цепочки трупов, и о тайнах становления города таким, каким мы его видим сейчас. Впрочем, большинство деталей по-прежнему остаются за кадром, а сами разработчики клянутся восстановить полную картину в следующих сериях (бостонцы приравнивают роль их любимого франчайза в игровой индустрии к роли «Звездных войн» в кинематографе»).
Не знаем, смогут ли авторы сотворить ровную многосложную эпопею, но в том, что сценаристы 2K Marin большие мастера в сочинении локальных конфликтов - никто не сомневался. В первой части мы неустанно боролись с криминальным авторитетом Фрэнком Фонтейном, теперь же, нам предлагают взглянуть на женское противостояние. В незримой борьбе сходятся злая тиранка София Лэмб и вечная самаритянка доктор Теннебаум, которая, как оказалось, готова помочь даже грузному чугунному исполину.
Не удивительно, что при полном сохранении старых сценарных ходов, в игру перешла и весьма специфическая структура миссий. «Большой папочка» постоянно действует под чужими указаниями (другого выбора у него в общем-то и нет), а поэтому нам приходится путешествовать из точки А в точку Б, попутно выполняя поручения вроде «найди ключ к двери», «добудь новый плазмид» и более интересные «сфотографируй убитого сплайсера». Именно так здесь проходятся коридоры, пробегаются рекреации, пересекаются локации. Радует то, что старую атмосферу никто трогать не стал - снова арт-деко, снова джаз, снова холодные тона, снова масса эстетического восторга.
Особенно прекрасен Bioshock 2 становится в те минуты, когда выходит за пределы собственных узких площадок и позволяет нам прогуляться по дну океана. В такие моменты взгляд в восхищении мечется между радужными кораллами, технологически-идеальной водой и стаями разноцветных рыбок. Такой же эффект производит затопление коридоров. Да, графика не изменилась, но в этой игре главное - атмосфера, а не количество полигонов в очередном монстре.
Старые песни, новое время
Со стороны Bioshock 2 видится как типичное выступление на бис, переложение старой программы с целью сорвать новые овации. Основные отличия, к удивлению, кроются в игровом процессе. Казалось бы, с увеличением жизненно-важных пропорций главного героя, сражения превратятся в нечто совсем уж развлекательное. На деле выяснилось, что играть стало в разы труднее, а погибает «Большой папочка» гораздо охотнее своего предшественника Джека. Новое оружие - мощный бур, постоянно нужно приправлять бензином, в противном случае сгодится оно лишь в качестве «колотушки», причем, весьма медленной (за время замаха вас успеют убить раз пять). А вот огнестрельный арсенал и плазмиды при ловком использовании почти в любой ситуации могут спасти жизнь.
Папочки отстаивают честь Сестричек.
Хотелось бы отметить очень верную расстановку акцентов в геймплее. По сути, главное, что от разработчиков требовалось - изобразить «Восторг» в состоянии катастрофы. То есть город должен был стать более мрачным, угрюмым и нагнетающим настоящий страх. Так вот, паническое состояние при игре в Bioshock 2 - явление совершенно нормальное. Здесь постоянно кто-то караулит за углами, строит вам козни (ставит изобретательные ловушки, например), несется на Папочку с оскалом, дерется между собой (экосистема по-прежнему работает замечательно). В таких условиях невольно приходится включать в себе стратега и рассчитывать количество патронов, грамотно расходовать плазмиды (основные: огонь, электричество, телекинез) и каждую минуту строить планы.
Для пущего эффекта в местную фауну добавили некоторых новых созданий. Самые запоминающиеся - это, несомненно, Большие сестрички с внешностью рядовых десептиконов из «Трансформеров» и, так называемые, Brutal Splicers - могучие и плечистые мутанты.
Внешне сплайсеры выглядят как ряженные идиоты, а в бою ведут себя крайне умно.
Наконец, самым необычным зрелищем является сбор Адама под вашим личным покровительством. В любой момент вы можете убить другого Big Daddy и забрать у него сестричку. Затем, с помощью особого указателя отыскать подходящую жертву, посадить девочку рядом с ней и наблюдать, как она выкачивает заветный сок из трупа. Начинается в этот момент что-то невообразимое. Сплайсеры, почуяв запах вещества, несутся к месту действия и пытаются убить малышку, пока вы судорожно их отстреливаете.
***
[p.s.]Bioshock 2 доказала то, что механика и концепция придуманные 2K Marin два с лишним года назад, спроектированы на века. Несколько уникальных моментов, прежняя гениальная атмосфера, приличное продолжение сюжета и вот, мы вновь счастливы.[/p.s.]